История Бережливого производства

Бережливое производство или Lean manufacturing или Lean production – это определение было введёно в научный оборот Джоном Крафчиком в книге “Машина, которая изменила мир”, которая вышла в 1990 году. Однако истоки зарождения философии бережливого производства восходят к началу двадцатого века.

Всем известный Генри Форд в 1913 году внедрил первую в мире модель производственного цикла, в основу которого легло перемещение обрабатываемого изделия между процессами при помощи конвейера.
Понятие работы, которая не добавляет ценности, впоследствии заключённого в термин MUDA, было введено Франком Гилбертом (1868-1924 гг.), который однажды заметил, что каменщик, возводящий стену, производит побочное действие: наклоняется, чтобы взять следующий кирпич. После изучения действий, необходимых каменщику для выполнения данной работы Франк Гилберт предложил складывать кирпичи на тумбу рядом с рабочим. Такое, на первый взгляд, простое решение проблемы привело к увеличению в ТРИ РАЗА! скорости выполнения работы и значительному снижению затрачиваемых на неё усилий.

Вкратце, что такое MUDA представлено на следующем слайде.

принципы MUDA
Что такое MUDA

В 1934 году, в Японии было проведено перепрофилирование фирмы Тойода. Отныне компания стала называться Тойота, и основной продукцией, выпускаемой на её заводах, стал не текстиль, а автомобили. Киширо Тойода – основатель Тойота Мотор корп., руководил отливкой двигателей, и постоянно обнаруживал всё новые и новые проблемы, связанные с их производством. По его мнению, интенсивное изучение каждой стадии производственного процесса – это основное направлением в повышении качества. В 1936, фирма Тойота выиграла свой первый тендер на производство грузовиков, в ходе выполнения данного заказа, в технологическом процессе производства машин были выявлены новые проблемы. Необходимость их решения, подвигла Киширо Тойдода на создание “КАЙДЗЕН” групп, задачей этих групп было непрерывное изучение всех стадий производственного процесса с последующей разработкой и внедрением методов его усовершенствования, причем усовершенствование не останавливалось и проходило постоянно, это так называемая система 5S или 5C подробнее о ней в разделе Принципы бережливого производства.
После войны, в Японии уровень спроса в экономике находился на низком уровне, и понижение себестоимости производимой на Японских заводах продукции посредством эффекта масштаба не представлялось возможным. Побывав в США и ознакомившись с системой работы супермаркета, Таиши Оно – отец основатель Производственной системы Тойота, пришёл к выводу, что производство продукции должно основываться не на планируемых объёмах продаж (стратегия выталкивания), а на реальном спросе (стратегия вытягивания).
Именно Таиши Оно объединил все передовые методы повышения эффективности производства в стенах завода Тойота. На базе разработок уже существовавших научных школ, Таиши Оно построил свою собственную, уникальную систему, которая получила название Производственная система Тойота или Toyota Production System (TPS).
Основанная на Производственной системе Тойота, система бережливого производства включает в себя множество разных методов повышения эффективности производства.
Впоследствии Таиши Оно спрашивали, что вдохновило его на создание Производственной системы Тойота, на что он отвечал: Я узнал всё это из книги Генри Форда. Однако именно масштаб, точность и постоянное непрерывное совершенствование позволили ей стать основополагающим элементом Бережливого производства, основное преимущество которого заключается в следовании своему собственному золотому правилу: Максимальный эффект достигается лишь при непрерывном совершенствовании А как, например, можно непрерывно совершенствовать рабочее место оператора на линии, если его оно представляет цельно сварной верстак, как первом фото в статье рабочие станции ? Да никак! Все верно! Именно поэтому с материалами трубной модульной системы LeanRUS вы всегда сможете за несколько часов собрать любую требуемую конструкцию, например гравитационные стеллажи.

Причем самое интересное, что данную систему нельзя навязать, её должен понимать и осознавать каждый сотрудник предприятия от оператора с линии до топ менеджера.